16.05.2011

Новая эпоха швейцарских туристических баз

Лобби просторно, обстановка, выдержанная в современном стиле, выглядит привлекательно. Плоский телевизор, бильярд, настольный футбол привносят в атмосферу необходимую долю развлечения. Элегантный бар манит напитками и закусками, взгляд в меню обещает широкое разнообразие блюд, которые опираются на исключительно местные, экологические чистые, продукты. На просторном внутреннем дворе несколько гостей наслаждаются весенним солнцем.

Мы находимся с вами на территории молодежной Туристической базы «Цюрих» (Jugendherberge Zürich), которая сегодня считается самой современной в мире. Все комнаты, вне зависимости от формата – от двойного/одинарного номера с совмещенным санузлом вплоть до шестикомнатных апартаментов – просторные и светлые. Десять минут ходьбы – и вы на берегу Цюрихского озера.

Над пропастью…

15 лет назад, однако, все выглядело совсем иначе. Швейцарские туристические молодежные базы находились на грани исчезновения. Причина – миллионные долги и неуклонное сокращение числа гостей. В 1996 году директором всех этих баз стал Фреди Гмюр (Fredi Gmür), бывший директор управления санаторно-курортного обслуживания города Savognin. 
 
«Самым большим вызовом была задача вывести туристические базы из тупика, найти для них новую позицию на рынке», - заявил Ф. Гмюр в интервью порталу swissinfo.ch. – «Мы справились с этой задачей, с одной стороны, закрыв точки, спрос на которые практически сошел на нет. С другой стороны, мы постарались кардинально изменить наш имидж, начав движение прочь от казарменных турбаз к предприятиям гостиничного типа, ориентированным на потребности каждого отдельного клиента».

От казарменного старшины к щедрому хозяину

Легче сказать, чем сделать! Как избавиться от старого имиджа, прочно связанного с двухэтажными кроватями, солдатскими одеялами и скаутскими дорожными посохами? Прежде всего, вскоре, после того, как он вступил на свою новую должность, Фреди Гмюр организовал ряд семинаров для работников турбаз с целью повышения их квалификации.

«С самого начала я четко заявил: гости, которые решили провести у нас свои лучшие дни в году, то есть дни отпуска, хотят, чтобы их встречали не с мрачными минами на лице, а с дружеской улыбкой и гостеприимством», - говорит Ф. Гмюр. Поначалу на таких семинарах, которые проходили под лозунгом «От казарменного старшины к щедрому хозяину», явственно можно было почувствовать сопротивление и недовольство.

Однако со временем практически каждый сотрудник заметил, что такого рода работа может приносить удовлетворение и удовольствие, а особенно, когда в твои обязанности входит задача «не говорить гостям, что им запрещено делать, но, наоборот, показывать им возможности и те услуги, на которые они могут у нас рассчитывать», - подчеркивает Ф. Гмюр.

Новая целевая публика

Больше комфорта, дизайнерской мебели и кулинарных изысков: все это в настоящее время предлагают своим гостям швейцарские туристические базы и все это видно невооруженным глазом во время беседы на территории «Jugendherberge Zürich» с Фреди Гмюром. Однако не отпугивает ли это все молодежь, цель которой – провести «простые» каникулы без излишних изысков?
 
«Новое позиционирование на рынке совершенно сознательно преследовало в качестве цели поиск новой целевой публики», - говорит Ф. Гмюр. – «Мы ориентировались на семьи, но и на молодежь, запросы которой в настоящее время стали гораздо более требовательными. База казарменного типа навсегда ушла в прошлое. Кроме того, гости хотят сегодня иметь в ресторане полный набор блюд и напитков. И, тем не менее, с точки зрения цены, мы все еще остаемся наиболее выгодным вариантом на туристическом рынке».

Меньше молодых, больше пожилых

Доля молодых людей в возрасте от 20 до 30 лет, пользующихся слугами турбаз в Швейцарии, значительно в последнее время сократилась. Зато доля людей старше 45-лет только в период с 2007 по 2009 гг. возросла на 50%. Зимой возрастная структура гостей выглядит в целом довольно взвешенно, - указывает Ф. Гмюр. Летом особую роль играет возросшая мобильность людей. «Молодежь летом предпочитает покинуть Швейцарию и отправиться куда-нибудь за рубеж, Швейцария не является их первоочередной целью. Однако для семейного отдыха наши турбазы подходят как нельзя лучше», - говорит он.

При этом постепенно растет число молодых «рюкзачных туристов» из-за рубежа, приехавших посмотреть Швейцарию. «Это, прежде всего, люди, которые приехали в Европу и решили спонтанно «заскочить» в швейцарские Альпы. Они предпочитают пользоваться турбазами в крупных городах, в которых есть что посмотреть в области культуры».

Принцип устойчивого развития

С самого начала Фреди Гмюру было ясно – вывести турбазы из тупика на столбовую дорогу развития можно было только на основе принципа устойчивого и долгосрочного развития.

«Устойчивость и долгосрочность мы понимаем в форме определенного единства – относительно наших сотрудников мы берем на себя социальную ответственность, относительно турбаз как единого предприятия – экономическую, и, ведя строительные работы, мы берем на себя экологическую ответственность по отношению к окружающей среде», - говорит он.

В сфере швейцарского туризма управляемые Гмюром турбазы уже смогли завоевать себе определенную репутацию, хотя со своим миллионом ночевок в год они не в состоянии тягаться с традиционными отелями, на которые в прошлом году пришлось почти 35 миллионов ночевок. «Однако мы предлагаем альтернативу», - говорит Ф. Гмюр.

Главное - не забыто

Принцип дешевой молодежной туристической  базы был изобретен в Германии 101 год назад учителем, перед которым стояла задача найти своим подопечным какое-нибудь задание на лето. Самым простым решением стали пешие походы.

Однако стало сразу ясно, что нельзя совершать каждый день один и тот же поход на совершенно определенное расстояние. Нужны разнообразные маршруты, а по пути этих маршрутов нужно было создать условия для дешевого ночлега. Такие центры были созданы и они стали структурой, поддерживающей процесс молодежного культурного и социального обмена.

В 1924 году в Цюрихе представители почти 70-ти молодежных союзов – от организации «Abstinente Jugend» («Трезвая молодежь»), до «Pro Juventute» и знаменитых немецких «Перелетных птиц» («Wandervögel») – создали «Zürcherische Genossenschaft zur Errichtung von Jugendherbergen» («Цюрихское товарищество по созданию молодежных турбаз»).
 
Имеют ли нынешние надраенные до блеска турбазы в Швейцарии что-либо общее с изначальной идеей, лежавшей в основе этого движения? «Без всякого сомнения», - говорит Ф. Гмюр. За последние годы многое изменилось, турбазы выглядят совершенно иначе. Но главная идея все еще находится на переднем плане, ведь и современные турбазы, как и раньше, предлагают своим гостям программы культурного и социального характера. Они предоставляют в распоряжение всем желающим общедоступные помещения для того, чтобы встречаться и поддерживать культурный обмен».

Сам Фреди Гмюр, даже в сопровождении своей младшей дочери, так же охотно пользуется такими турбазами. «Ей нравится встречаться с другими детьми и вести себя как ребенок, никому при этом не мешая», - говорит он.

Швейцарские турбазы (краткая справка)

В состав системы швейцарских турбаз входят 56 предприятий по всей стране. Они дают работу 443 человек (из них 257 рабочих мест на полную ставку).

Большинство турбаз предлагают комнаты для двух или четырех человек. Для заехавших гостей они открыты круглые сутки. Ограничений по возрасту нет, гости не должны, как раньше, помогать работникам турбаз.

Ночевка с завтраком стоит от 29 до 40 франков. Меню из трех блюд можно получить за 15-17 франков. 



Версия для печати



Последние новости  Последние новости    Все новости за месяц  Все новости за месяц